Характер дефектов
В каждом экспертном заключении независимому эксперту необходимо дать определение недостаткам мебели.
Причиной обращения к эксперту является наличие в мебели существенных недостатков. Обратимся к главному нормативному документу ГОСТ. В ГОСТ 15467 дается формулировка: «Значительный дефект — Дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим».
Для примера на кухонном гарнитуре не установлены ручки, отсутствие ручек не значительно влияет на эксплуатацию кухонного гарнитура по назначению, а так же его долговечность поэтому, его следует отнести к малозначительному дефекту.
Отсутствие столешницы нижних модулей кухонного гарнитура является существенным недостатком, так как основная рабочая зона кухонного гарнитура это как раз нижние модули. Трудно себе представить эксплуатацию мебели с таким недостатком.
Не надежно закрепленные дверки являются критическим дефектом, эксплуатация такой мебели недопустима и в худшем варианте может нанести вред здоровью человека.
Еще раз перечислим разновидности дефектов мебели:
- Явный дефект — дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Простыми словами говоря для такого недостатка определены критерии его оценки в ГОСТ, например наличие сколов на поверхности мебели запрещено и это регулируется требованиями ГОСТ.
- Скрытый дефект — дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Дефект проявившийся в ходе эксплуатации мебели и выявление которого при приемке мебели было невозможно. Пример: в ходе эксплуатации дивана на швы обивки дивана расползлись, появились потертости, мягкое основание промялось и стало жестким.
- Критические дефект — дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.
- Значительный (существенный) дефект — дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим.
- Малозначительный (не существенный) дефект — дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность.
- Устранимый дефект — дефект устранение которого технически возможно и экономически целесообразно. То есть если затраты связанные по устранению обнаруженного дефекта не велики, как в отношении времени так и по финансовым затратам, то такой дефект является устранимым. Чаще всего устранимые дефекты это те, дефекты которые не требуют глобальных переделок, а так же все работы возможно произвести на территории клиента.
- Неустранимый дефект — противоположность устранимому.
Лишние отверстия
Наличие лишних отверстий на мебельных панелях довольно часто встречающийся дефект в практике независимого эксперта и зачастую только этот недостаток вызывает желание у потребителя провести независимую экспертизу мебели.
В ходе монтажа мебели, мастера по установке, могут допустить ошибку и оставить отверстия различных диаметров в деталях. Внешне они могут быть не заметны, но открыв фасад или выдвинув ящик, вы можете их увидеть без труда.
Особенной проблемы в этом нет, если часть той мебели, где присутствует описанный выше дефект, не находится в непосредственной близости с мойкой или в области варочной поверхности.
Одним словом там, где на деталь может попасть влага. Чтобы избежать возможных проблем, лишние отверстия необходимо закрыть декоративными заглушками в тон корпуса.
ГОСТом 16371-2014 п. 5.2.19 допускается не более двух заделок. По цвету заделки должны соответствовать цвету поверхности, на которой они расположены. Однако на лицевых поверхностях, облицованных декоративным облицовочным материалом (пленкой, пластиком и др.), заделки не допускаются.
Нарушены размеры
Нарушенные производителем размеры мебели, согласованные ранее с клиентом, так же относятся к дефектам.
Не редко производитель согласовывая проект будущей мебели, ограничивается обозначением лишь габаритных размеров, не обозначая на эскизе размеры отдельных элементов (расстояние до полок, между полками, отступы, вылеты и так далее).
Иногда это происходит из-за отсутствия опыта у проектировщика и отсутствия правил в оформлении документов, в другом случае это делается намеренно с целью оставить за собой право в процессе изготовления мебели самостоятельно определять размеры без согласования с заказчиком.
Данный дефект является производственным, регулируется законом о ЗПП Статья 10. «Информация о товарах (работах, услугах)» и ГОСТ 2.307 «Единая система конструкторской документации. Нанесение размеров и предельных отклонений»
Зазоры между фасадами
Размеры зазоров между дверками (фасадами) мебели регламентируются требования ГОСТа. Так, согласно ГОСТ 16371-2014 пункт 5.2.2. «Зазоры в проемах на сторону, не предусмотренные технической документацией на изделия, не должны превышать:
2,0 мм – для дверей;
1,5 мм – для наружных ящиков с передними стенками, входящими в проем.»
Причины не равномерности зазоров я выделяю две:
- Не отрегулированы петли у распашных дверок.
- Неверные размеры дверок (фасадов).
Первая причины легко исправима. Достигается простой регулировкой петель. Вторая относится к устранимым дефектам и требует изготовления новых фасадов или ремонту имеющихся.
Не равномерность зазоров достаточно, частый дефект, описываемый независимым экспертом мебели.
При установке новой мебели требуйте регулировки дверок мебели после полной загрузки предметами домашнего обихода. Особенно это актуально для шкафов, которые приходится устанавливать и регулировать с учетом наших «ровных» полов.
Трещины на столешнице
Чаще всего это происходит со столешницами изготовленными из искусственного камня. В связи с нарушением технологии изготовления, данный дефект часто распространен.
Обратитесь с претензией к продавцу. Обязательно изложите её в письменном виде. Если не уверенны в том, что можете сами составить заявление, обратитесь к специалисту по защите прав потребителей. В своей претензии обязательно ссылайтесь на статьи в законе. Пишите её в двух экземплярах, один продавцу, другой оставьте себе. Обязательно добейтесь, чтобы на вашем экземпляре была подпись ответственного лица (продавец, менеджер, директор) и дата приемки заявления. Спустя 10 календарных дней, продавец обязан вам предоставить ответ в письменной форме. Чаще всего благодаря этим действиям удается решить все вопросы в досудебном порядке, если грамотно изложить свои претензии и требования, поясняя продавцу о том, что суд сулит ему большими издержками и потерей времени.
- Неверно выбранный материал основы. Как правило, производители, особенно начинающие, с целью сэкономить средства используют обычное ДСП. В этом случае из-за разности коэффициента растяжения материалов, камень — ДСП, возникают трещины.
- Из за проникновения влаги в основу столешницы, если основа выполнена из не влагостойких материалов.
- Из-за воздействия высоких температур, в местах где встраиваемая варочная поверхность соприкасается с камнем.
- Нарушения технологии склейки, сушки. Это так же можно отнести к столешницам изготовленным из клееных щитов, как правило массив бука или дуба.
Сколы и царапины
Сколы и царапины чаще всего мы видим на внешних поверхностях изделия. Возникают они, как правило, в ходе транспортировки. Особенно если приходится часто переезжать и разбирать мебель, в ходе чего неизбежно появляются мелкие дефекты. Хочу поговорить о тех дефектах, которые вы обнаружили в ходе приемки купленной мебели или после её сборки и установки у вас дома.
Царапины и сколы на фасадах:
Обращайте внимание на лицевую и внутреннюю стороны фасадов, под одним углом царапины могут быть не заметны, а под другим, пожалуйста — вот они. Еще на видимость царапин влияет освещение. Чаще всего при искусственном освещении царапины не заметны, а уже днем они налицо. Самые коварные фасады с глянцевой отделкой это может быть эмаль или пленка ПВХ.
Царапины на корпусе мебели:
Дефекты на корпусе, чаще всего это мелкие сколы по кромке детали. С практической точки зрения это не как не влияет на эксплуатационные качества мебели, но с эстетической стороны сильно портят её внешний вид. Связанно это с тем, что на производстве где изготавливалась мебель, отсутствует контроль качества, либо на такой дефект попросту закрывают глаза.
Такая проблема возникает по ряду причин:
- Тупой инструмент.
- Нарушена технология раскроя.
- Не качественный материал.
- Оклейка торцов деталей происходит с нарушением технологии.
Поэтому прежде чем подписывать акт-приемки убедитесь в том, что ваша мебель не имеет видимых дефектов. Подписав акт, будет достаточно сложно доказывать, что царапины или сколы, относящиеся к внешним механическим повреждениям, появились еще до подписания документов.
Двери при движении заедают
Шкаф-купе это удобный и практичный в наше время вид мебели. Основным элементом любого шкафа-купе, являются его раздвижные двери. Из эксплуатационных характеристик я бы выделил две это удобство организации внутреннего пространства и плавность хода раздвижных дверей. Поговорим о последнем виде.
Плавность зависит от нескольких факторов.
- Производитель системы раздвижных дверей.
- Качество регулировки роликов.
- Качество сборки дверей.
- Качество установки.
Теперь подробнее:
От производителя системы раздвижных дверей зависит долговечность работы в целом. Некоторые компании производители систем раздвижных дверей дают гарантию на ролики более 10 лет. От того насколько качественно разработана конструкции роликов зависит плавность движения и отсутствие скрипов и посторонних шумов.
При самостоятельной сборке шкафа-купе важный момент это регулировка роликов. Как правило, двери входящие в комплект обычно не настроены. Плохая регулировка может стать причиной заедания дверей или еще хуже их выпадения. В случае отсутствия инструкции по сборки шкафа требуйте её у продавца.
Залог продолжительной работы шкафа это его качественная установка. Особенно важно разместить и закрепить направляющую рельсу без перекосов и перепадов, строго по уровню. Зазоры, которые возникают в вертикальном притворе — результат плохой регулировки роликов, либо установка не по уровню.
Ящики заедают
Независимую экспертизу проводят с целью определения дефектов мебели. Часто исследуемая мебель имеет недостатки связанные с плавностью хода выдвижных ящиков. Очень важно, чтобы пользование мебелью было комфортным и доставляло удовольствие. Почти не один предмет мебели не обходится без ящиков. Комфортная эксплуатация складывается из ряда факторов один из которых это плавное открывание и закрывание выдвижных ящиков.
От чего же зависит плавность хода? Плавность хода зависит от типа направляющих, благодаря которым обеспечивается скольжение ящиков при открывании. Направляющие являются самым распространенным видом фурнитуры, среди петель и ручек. Типы направляющих отличаются качеством хода, нагрузкой и внешним видом конечного изделия. Дополнительный функционал направляющих это плавность закрывания и открытие нажатием. Направляющие бывают: роликовые, шариковые полного выдвижения и скрытого монтажа.
От качества установки направляющих зависит плавность хода. Криво установленные направляющие влияют на зазоры между фасадами мебели.
Так же на плавность хода влияют геометрические размеры деталей корпуса ящика, если размеры “просажены” то ящик будет либо заедать, либо выпадать с направляющих.
Кроме того от качества крепления самих направляющих зависит плавность хода, если обычные роликовые направляющие закрепить на три самореза, то плавности хода не стоит ждать. Как правило, направляющее следует крепить в самые ближайшие места для фиксации расположенные ближе к внешней части корпуса и от 4 до 5 саморезов вдоль.
Установить соответствие креплению направляющих является частью задачи независимой экспертизы мебели.
Если случилось так, что у вашей мебели куча дефектов, а продавец мебели отказывается принимать ваши претензии касаемо качества мебели, не хочет идти на контакт, смело обращайтесь в суд.
Для успешного исхода дела необходимо выполнить ряд предписаний:
- Обратиться к продавцу с письменной претензией. Опишите ход событий и все дефекты, которые вы обнаружили и вас не устраивают. Установите срок ответа на вашу претензию. Претензию нужно изготовить в двух экземплярах. Одну необходимо подписать представителем продавца в том, что претензия получена ими (Ф.И.О. представителя, подпись, дата приемки) и оставить у себя.
- Дождаться от продавца письменного ответа на вашу претензию в указанный вами срок. Если ответа не будет или он будет отрицательный можно преступать к действиям.
- Составить исковое заявление.
- Пригласить независимого эксперта.