В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона РФ о ЗПП в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков шкафа-купе продавец обязан за свой счёт провести товароведческую экспертизу. При этом потребитель он же покупатель имеет полное право присутствовать при проведении экспертизы спорного товара и в случае если результаты экспертизы не устроят оспорить такое заключение в судебном порядке.
Важно отметить, что если в результате экспертизы шкафа-купе будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не несет ответственности продавец и/или изготовитель, потребитель должен будет возместить продавцу и/или изготовителю расходы понесенные за проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы, в том числе за хранение и транспортировку шкафа-купе.
Продажа шкафов-купе ненадлежащего качества в наше время не редкость. Первое, что делает в этом случае потребитель, он обращается к продавцу с просьбой̆ либо устранить недостатки, либо обменять шкаф-купе или в конечном случае вернуть за него потраченные средства.
Однако у продавца могут возникнуть обоснованные сомнения относительно реальных причин возникновения недостатка. Среди причин могут быть как заводской брак, так и нарушение правил эксплуатации, и хранение шкафа-купе непосредственно самим потребителем. Самостоятельно определить причину образования недостатков, как правило, не представляется возможным.
В этом случае оправданным и верным решением будет проведение экспертизы качества шкафа-купе.
Экспертиза качества шкаф-купе – это исследование предмета мебели, которое проводится на основании объективных фактов, где основными целями являются:
- определение причин образования дефектов;
- процент снижения качества товара.
Для проведения экспертного исследования необходимо подготовить вопросы
Перед проведением экспертизы качества шкафа-купе необходимо сформулировать те вопросы, на которые будет отвечать эксперт это, что касается досудебного порядка. Если же экспертиза назначается судом, то окончательный перечень вопросов определяется судьей, но при этом в случае отклонения поставленных (предложенных вопросов) суд должен мотивировать такой отказ.
Основные правила составления вопросов
- все вопросы должны быть понятными, не содержать формулировок, позволяющих ответить на них неоднозначно либо расплывчато;
- необходимо составить несколько вопросов, но не слишком много — один ответ может и не внести ясность в ситуацию, а слишком большое количество вопросов может ее только запутать;
- составленные вопросы должны соотноситься между собой — быть взаимосвязанными;
- ответ эксперта на первый̆ вопрос должен давать возможность правильно ответить на второй̆, ответ на второй на третий и т. п.
Вот несколько примеров вопросов которые можно поставить на разрешения эксперту:
- Имеет ли шкаф-купе недостатки, а если имеет, то какие?
- В какой период времени мог возникнуть каждый из обнаруженных недостатков шкафа-купе, связанны ли указанные периоды времени с событиями, которые происходили с товаром, в том числе с передачей шкафа-купе?
Целесообразно также поставить следующие вопросы в зависимости от обстоятельств:
- о характере дефекта (механическом, технологическом, скрытом, явном, производственном и т.д.);
- об объемах дефекта;
- влияет ли дефект на эксплуатационные и эстетические свойства шкафа-купе;
- носит ли дефект производственный характер;
- мог ли недостаток шкафа-купе образоваться в результате неправильного хранения продукции на складе продавца или в процессе его транспортировки;
- мог ли дефект образоваться в результате неправильного использования товара;
По поводу уведомления сторон о проведении досудебной экспертизы
Проведение досудебных и внесудебных экспертиз ничем не регламентируется. Поэтому обязанность сторон по извещению и явке для ее проведения не установлена. При этом заключения таких экспертиз не приравниваются к заключениям судебных экспертиз и не рассматриваются судами в качестве таковых.
О правах потребителя во время проведения экспертизы
Во время проведения экспертизы качества шкафа-купе покупатель вправе:
- задавать дополнительные вопросы;
- сообщать о своих замечаниях и указывать на недостатки;
- заявлять о необходимости добавления вопросов, возникающих во время проведения исследования шкафа-купе.